Где взять деньги, если не в банке?

11.06.2015

РасчетПосле повышения ключевой ставки ЦБ кредиты не только подорожали для компаний, но и взять их стало намного сложнее, так как финансовые организации ужесточили требования к заемщикам. Сооснователь и генеральный директор MoneyMan Борис Батин рассказывает, что «это касается практически всех компаний, но особенно малых и средних предприятий, а также микробизнеса. Если ранее получить заем «малышу» было довольно сложно, поскольку банки и микрофинансовые организации, работающие с юрлицами, предъявляют слишком высокие требование, крайне и даже чрезмерно скрупулезно подходят к оценке рисков таких заемщиков, то сейчас для микробизнеса наступили еще более сложные времена», – отмечает эксперт. Однако способы найти деньги на бизнес есть. 

МЕНЬШЕ ТРАТИТЬ

Сергей Филиппов, бизнес-тренер по продажам, переговорам и управлению, директор консалтинговой компании «Вертекс», рассказывает, что начинать поиск инвестиций

в развитие бизнеса стоит со снижения издержек. «По моему опыту общения с директорами компаний, многие тянут до последнего, живут на широкую ногу, тогда как давно пора менять привычки. Ждут, когда кончатся все деньги, а потом начинают бегать в панике: «Что же делать? Где взять деньги?» Чтобы не загонять себя в такую ситуацию, определитесь с какой-то суммой – не нулевой, – ниже которой ваши финансовые запасы не должны опускаться. Если запасы подходят к этому рубежу, начинайте резать расходы – закупки, увольнение неэффективных сотрудников, собственные зарплаты», – говорит г-н Филиппов. По его словам, минимальная сумма должна составлять «запас прочности» компании, хотя бы на два месяца. И уже после сокращения издержек можно приступать к поиску инвестиций.

деньги на бизнес

ОДОЛЖИТЬ У СОБСТВЕННИКОВ

Акцент в этой ситуации делается на собственные средства, займ от собственника присутствует практически во всех новых компаниях. Как рассказывает Борис Федосимов, генеральный директор АО «Холдинг «Люди  Дела», «со времен начала предпринимательства новой России ничего нового в источниках финансирования не появилось. Первое – личные накопления, второе – займы у семьи, друзей, знакомых».

Г-н Филиппов согласен с тем, что в критической ситуации можно обратиться к своим друзьям. «Все зависит от сумм, которые нужны.  Если они небольшие, то это неплохой источник финансов. Предложите знакомым сделку: договоритесь выплатить им больший процент, чем они могли бы получить, если бы положили эти средства на банковский депозит».

КУПИТЬ ФРАНШИЗУ

Как отмечает Екатерина Лисицына, д. э. н., профессор Института МИРБИС, одним из вариантов может финансирования компании быть создание бизнеса по франшизе, которая при всех своих недостатках облегчает возможность получения кредитных и инвестиционных ресурсов. «В банках существуют специальные программы поддержки малого бизнеса, развивающегося по франшизе, но и частные инвесторы (бизнес-ангелы) выказывают большее доверие таким компаниям по сравнению с абсолютно новым бизнесом», – рассказывает она.

По словам эксперта, при ответе на вопрос «Где взять деньги на развитие бизнеса?» «Палитра источников намного шире». Г-жа Лисицына отмечает, что в зависимости от стадии развития компании, ее размера,  отрасли, в которой она работает, и многих других факторов компания может задействовать и фондовой рынок, и лизинг, и факторинг. «Отвечая на вопросы по источникам финансирования необходимо совмещать специфику этого самого источника и особенности бизнеса. Так, например, факторинг лучше использовать тем, у кого большой чистый оборотный капитал, высокая маржинальность и быстрая оборачиваемость. Долгосрочные источники финансирования с фондового рынка бросать в «топку» краткосрочного финансирования нерационально», – отмечает г-жа Лисицина

 

ПОПРОСИТЬ У КОММЕРСАНТОВ

Как отмечает Денис Никитас, управляющий партнер «Коммуникационной группы 2С», не менее надежный способ – это займы и рассрочки от других предпринимателей. «Трудно найти иного человека, нежели предприниматель, который поймет тебя и сможет дать денег без процентов в долг на оборотные средства», – рассказывает он.

Нана Куликова, управляющий Партнер агентства РУСИНТЕРНЕТ-КОМ. SMM/PR/DIGITAL, отмечает, что, если говорить про относительно малый бизнес, например, дизайнерское бюро, SMM агентство, интернет стартап, стритфуд корнер, модное ателье по окраске кожаных изделий, то тут все весьма просто. «Можно занять необходимую сумму у тех, у кого она есть. Возможно, у крупных бизнесменов из того же сегмента (такого рода «конкуренция» их развлекает и бодрит), возможно, под проценты, их сумма составляет, как правило, не более 10 процентов годовых.

По словам эксперта, можно пойти в крупную компанию схожей направленности и продать им 20–30 процентов своей фирмы, получить деньги плюс, возможно, «место под офис

и дополнительные «плюшки» в виде секретариата, бухгалтерии, кофе-машины и охранной парковки».

ОБРАТИТЬСЯ В ФОНД

Денис Никитас приводит пример своей фирмы – рекламно-производственной компании «Специалист».

«Мы никогда не обращались в банк, никогда не брали кредиты. Первый бизнес был открыт на личные сбережения, которые я копил несколько лет, работая в разных местах. Каждый раз, когда мы осваивали новое направление, требовались крупные денежные вложения, которые я выделял из бюджета предыдущих проектов».

Он рассказывает, что в России развита система региональных фондов поддержки предпринимательства. Их суммы ограничены, но у них  самые выгодные проценты. «Учитывая аффилированность таких  фондов с государством, пожалуй,  это самый надежный и доступный способ поиска денег. В частности,  мы смогли получить ссуду в Смоленском областном фонде поддержки предпринимательства», – говорит эксперт.

С тем, что не надо забывать о субсидиях от государства согласна и г-жа Лисицына. «Ярким примером может служить программы поддержки малого бизнеса в Москве», – рассказывает она. «Конечно, можно пойти в какой-нибудь фонд и правильно презентовать идею и бизнес-план. Благо фондов сейчас масса, на любой вкус», – отмечает Нана Куликова.

ПРОДАТЬ ЛИЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

Дмитрий Лисаковский, частный инвестор, отмечает, что самые честные деньги для бизнеса – долг под залог собственного имущества. «Многие хотят освоить инвестиции или кредитные средства, но мало кто уверен в своей идее настолько, чтобы рискнуть собственной квартирой или автомобилем», – рассказывает он.

Нана Куликова согласна с тем, что в острой ситуации можно продать квартиру (например, если их несколько и собственник бизнеса все равно в ней не живет). По ее словам, все участники бизнеса могут продать машины. «Потом купите, а пока можно поездить на общественном транспорте», – советует эксперт.

«ВЫТАЩИТЬ» ИЗ ДРУГОГО БИЗНЕСА

О своем опыте заимствования денег из одного бизнеса на развитие другого рассказывает Алексей Овчинников, генеральный директор Univer Club и Rocket Callback:

«В 2011 году я побывал в США, где увидел, какой популярностью пользуются там толстовки с принтом университетов. Их носили не только студенты, но и школьники, выпускники и даже люди, никогда не обучавшиеся в вузах. Вернувшись в Россию, я решил на собственные сбережения открыть компанию по пошиву одежды. Через год мы решили расширяться и начали печатать принты на футболках, кружках и других предметах. Так появилась компания, которая обслуживает многие спортивные команды, включая национальные сборные, которым мы и поставляем футболки  с принтом и без». В 2014 году компания Алексея Овчинникова обратила внимание на IT и создала функционал обратного звонка Rocket Callback для сайтов. Здесь может родиться вполне логичный вопрос «Откуда деньги?»  «Мы никогда не обращались в банк, никогда не брали кредиты. Первый бизнес был открыт на личные сбережения, которые я копил несколько лет, работая в разных местах. Каждый раз, когда мы осваивали новое направление, требовались крупные денежные вложения, которые я выделял из бюджета предыдущих проектов», – делится секретом г-н Овчинников. «Такая технология намного лучше, чем брать деньги в банке. Выделяя средства из бюджета своей компании, ты отвечаешь лишь перед собой. Если бизнес пойдет успешно, то не надо будет делиться с банком, выплачивая проценты. Если нет, – то ответственность несешь опять-таки лишь перед самим собой и не остаешься в долгах у того же банка», – отмечает г-н Овчинников.

Вероника Позднякова, "Расчет"


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Оптимизация маркетингового бюджета

Оптимизация маркетингового бюджета

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка информационной системы контроля параметров тепловых узлов города для Тепловой сети г. Усть-Каменогорск Казахстан

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »