8 800 555 85 03

Особенности проводимых в Греции реформ, направленных на оздоровление экономики, в условиях председательства в ЕС 

18.09.2015

Финансовые, экономические и политические кризисы одолевали каждую страну в свое время и имели довольно негативные последствия. Если же говорить о греческом государстве, то периоды стабильности были для него редкостью.

Греция Евросоюз

Страна за все свое врем успела пройти через огромное множество кризисов. Уже начиная с войны за независимость, которая длилась практически десять лет, начиная с 1821 и вплоть до 1830 года. Эта война явилась причиной ужасающего положения как экономического, так и финансового состояния страны. К концу войны греческая казна была обременена долгами, так как стране приходилось расплачиваться по двум полученным займам, а также компенсировать расходы богатых судовладельцев, которые предоставляли свои деньги для выплаты жалованья военным.

В дальнейшем к уже имеющимся долгам также добавился займ, который предоставили Греции Англия, Франция и Россия на преобразование страны. Греческие правительства долгое время пытались реализовать целый комплекс мер по оздоровлению экономики и выходу из финансового кризиса, чем в значительной мере определялась их внутренняя политика. Одной из мер по решению финансовых проблем страны явилось создание Национального финансового банка, основной целью которого было привлечение в страну средств богатых греков диаспоры. Однако данная мера не оправдала себя и деньги банка были потрачены греческим государством, а сам он через несколько лет был закрыт.
В 1912—1913 годах территория и население Греции увеличились почти в два раза, однако к началу Первой мировой войны эти территории ни экономически, ни социально-политически не успели полностью объединиться с греческим государством, что в последствии могло привести к распаду страны на два государства. В 1917 году все же состоялось воссоединение страны, но действенных мер по объединению новых территорий принято не было. В 1919-1922 годах была греко-турецкая война, в связи с чем в страну пошел поток беженцев из Малой Азии. Эта ситуация показала правительству необходимость социально-политической и экономической адаптации беженцев, которое приняло ряд успешных мер в данном направлении, в том числе это были довольно радикальные меры как то раздача беженцам земель, которые перешли во владение Греции после войны.
GrecijaОднако вскоре, в начале 1930-х годов, произошел мировой экономический кризис, который привел к остановке развития национальной экономики и различных программ, с чем позволил справиться  диктаторский режим Иоаннис Метаксас. Правительство в кратчайшие сроки смогло реализовать  целый ряд мер экономического и социально- политического характера, которые способствовали преодолению национального раскола. Иоаннис Метаксас восстановил систему государственного кредита, а также провел новую налоговую реформу, что способствовало росту сельскохозяйственного производства и повышению уровня жизни крестьян. Также особое внимание правительство уделяло развитию транспортной инфраструктуры и средств связи. Кроме того было разработано и трудовое законодательство, гарантировавшее права рабочих, и создана система социального страхования. 
Также проводилась активная политика в области народного просвещения и в отношении молодежи. Правительство понимало, что с помощью школы возможно воспитывать у детей не только патриотизм, но и представление о национальной идентичности. С этой целью открывались новые школы, росло число учителей. Как видно, национальная идея явилась важным и успешным инструментом решения проблем, что позволило немного справиться с национальным расколом и последствиями мирового экономического кризиса.
Однако темпы экономического роста в послевоенный период оставляли желать лучшего, кроме того в стране наблюдался политический кризис (1960-х года) - все это стало причиной нового диктаторского движения. Диктатуры «черных полковников» (1967—1974 годы). Данные режим подразумевал под собой собственную идеологию борьбы с проявлениями кризиса, которая базировалась на греческой национальной идее. А именно считалось, что страна должна возродиться через социальную стабильность, повышение жизненного уровня населения, рост международного авторитета. Для достижения этих целей необходимо было преодоление духовного кризиса путем возвращения к традиционным ценностям и формирования прочного национального сознания. Основными институтами для данных целей явились СМИ, система образования и Церковь. Система образования должна была решать воспитательную задачу. Кроме того новым правительством высоко ценился стабилизационный потенциал Церкви, которая воспринималась как инструмент активного воздействия на общество. Данная политика позволила стране успешно выйти из кризисной «ямы».

Если подойти к настоящему времени, то можно отметить, что проводимые в Греции меры по борьбе с бюджетным дефицитом привели к тому, что произошел быстрый рост безработицы, а уровень жизни упал.
В 2009—2011 годах Всегреческим социалистическим движением (ПАСОК) было сформировано правительство, которое в качестве основного средства борьбы с бюджетным дефицитом использовало налоговые меры. А именно увеличение процентной ставки НДС, введение новой шкалы налогообложения физических лиц, существенный рост акцизов, что в итоге привело к повсеместному закрытию предприятий в сфере торговли и бытового обслуживания, а следователь, большая часть работников частного сектора осталась безработной. Кроме того активно снижался уровень доходов населения, в связи с чем было принято решение заморозить зарплаты в госсекторе и урезать многочисленные субсидии. Рынок труда и пенсионная система также подверглись серьезному реформированию. Правительство снизило минимальный  уровень зарплаты и начало пенсионную реформу, нацеленную на повышение пенсионного возраста и изменение системы исчисления пенсий, что сопровождалось массовым недовольством граждан, протестам и возрастанием недоверия к крупнейшим политическим партиям.
Вскоре протестное движение против мер жесткой экономии стало носить все более опасный характер. Требованиями участников демонстраций были отказ от выплаты долгов и пересмотр соглашений с ЕС и МВФ, а также полная отмена бюджетных и налоговых мер. В какой-то степени ослабление протестного движения весной 2012 года можно объяснить началом избирательного цикла и политической борьбой между старыми и новыми партиями.
Решающим фактором политического развития в 2014 году явилась ситуация в греческой экономике. Налоговая нагрузка до кризиса составляла около 40% ВВП, к концу 2014 года составила уже 48,4% ВВП. В то же время экспорт товаров на 2014 год составил 36 миллиардов, а импорт товаров — 65 миллиардов. В основном экспортировались продукты сельского хозяйства, текстиль и продукты нефтехимии, а импортировались энергоресурсы и почти все продукты машиностроения. Экспорт услуг составил 50,9 миллиардов, импорт — 32,7 миллиардов. Правительство обещало вернуться к экономическому росту, однако ВВП страны и доверие со стороны инвесторов продолжают падать. 2014 год для Греции оказался напряженным как в экономическом плане, так и в политическом в связи с выборами депутатов от Греции в Европейский парламент, а затем — региональными и муниципальными выборами.

Таблица 1. Динамика ВВП по паритету покупательной способности 2012-2014 гг.

Динамика ВВП

Рисунок 1. Динамика ВВП и безработица в Греции 2001-2014 гг.

безработица в Греции

Являясь членом Европейского союза с 1981 по 2013 годы, Греция занимала пост его председателя пять раз. Занимаемый пост председателя ЕС позволяет госдарству-председателю поставить и решить те внешнеполитические задачи, которые имеют чрезвычайно большое значение для него. Для полного понимания проблем, стоящих перед Грецией, рассмотрим весь ее предыдущий опыт в качестве председателя и выделим достижения, которые достигло греческое руководство, несмотря на негативные моменты.

Во второй половине 1983 года Греция приняла эстафету у ФРГ, в это время и произошло первое председательство страны в Европейском экономическом сообществе. В это время на международной арене как раз была холодная война, и отношения между Востоком и Западом находились в состоянии постоянного кризиса и жесткой конфронтации . Кроме того был серьезный кризис, связанный с бюджетными проблемами, осуществлением расширения за счет Испании и Португалии, потребностью развития новой общей внешней политики ЕЭС, пересмотром сельскохозяйственной политики и т.д .

Среди главных положительных результатов греческого председательства можно выделить следующие:

  1. принятие нового дополнительного бюджета;
  2. продвижение переговоров с Испанией и Португалией;
  3. начало переговоров со странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона по подписанию III Ломейской конвенции .

Следующий этап председательства попал на 1986—1995 годы. Начиная с 1988 года, Греция начинает активно поддерживать «федеральную модель» интеграции в следующих сферах:

  1. образование, здравоохранение и защита окружающей среды;
  2. в укреплении наднациональных учреждений (Европейской комиссии, Европарламента);
  3. в развитии единой внешней политики и политики безопасности всего Сообщества. Но одновременно с этим Греция продолжала оставаться на последних местах в области экономического развития, в политическом секторе все также не могла сохраниться стабильность. А также страна активно продвигала идею вступления Кипра в ЕЭС.

Проблемы, возникшие в результате расширения за счет Испании и Португалии, и трудности внедрения бюджетных реформ были успешно решены. Межгосударственные отношения в ЕЭС наконец улучшились. Греция проявила инициативу по укреплению международной роли ЕЭС и защите окружающей среды, а также настояла на обсуждении взаимоотношений между Востоком и Западом.

Третье председательство Греции произошло уже в рамках Европейского союза. Оно выпало на первую половину 1994 года. На этот раз председательство должно было нести за собой европейскую интеграцию без игнорирования национальных интересов входящих в состав ЕС стран.

На данном этапе Греция показала, что способна не только содействовать расширению ЕС, но и продвигать новые аспекты его внешней политики. На саммите в Корфу были оформлены документы по принятию в ЕС новых стран; таких, как Австрия, Финляндия, Норвегия и Швеция. В целом, Греция активно содействовала расширению ЕС и обеспечению стабильности и развития, а также был подписан ряд документов о сотрудничестве с множеством стран.

Был внесен значительный вклад в оформление нового раздела деятельности ЕС по сотрудничеству полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, а также была проведена большая работа по организации международной конференции и подписания договора по нераспространению ядерного оружия. Но наравне с положительными моментами, это председательство Греции несло за собой и много негативных, к примеру греческим правительством было введено эмбарго на ввоз фактически всех товаров в Македонию через греческие порты. 

Четвертое председательство Греции в ЕС произошло в первом полугодии 2003 года. За это время было достигнуто самое большого расширение в истории Евросоюза, целью которого было объединение общества и экономики, углубление миграционной политики и решение вопросов предоставления убежища и управления внешними границами. Греция уделяла большое внимание укреплению Лиссабонского процесса; в особенности в таких направлениях, как предпринимательство и малый бизнес, экономика знаний, укрепление энергетической, транспортной и финансовой политики.

Пятое председательство Греции в Совете ЕС состоялось 1 января 2014 года. Внимание Афин было сконцентрировано на проблемах внутриевропейского характера, а в первую очередь на решение актуальных вопросов борьбы с кризисом. Греция выдвинула четыре основных направления своей деятельности:

  1. Экономическое развитие. Принцип «рост-занятость-единство». Экономический рост - движущая сила по преодолению кризиса, созданию необходимых рабочих мест, усилению политической стабильности, и т.д. Достижение данной меры планировалось за счет активной инвестиционной программы, в том числе при поддержке Европейского инвестиционного банка.
  2. Интеграция структурных подразделений еврозоны. Ускоренная реализация банковского союза и европейского проекта гарантирования вкладов.
  3. Миграция. Более серьезный и скоординированный подход к разрешению иммиграционного вопроса. В данном случае важны обе стороны развития - улучшение организации по приему легальных мигрантов и защита границ и борьба с нелегальной иммиграцией.
  4. Морская политика. здесь важны не только вопросы экономического развития и, но и проблемы безопасности, транспорта, туризма, окружающей среды, дополнительных источников энергии . Кроме того важен вопрос о защите морских границ в рамках миграционной тематики.

Все дело в том, что несмотря на ограничение пограничного контроля наземной греко-турецкой границы, иммигранты огромным потоком все также стремятся в страну, а усиление наземного патрулирования греческих границ приводит лишь к тому, что нелегалы изменили свою территорию проникновения на территорию ЕС.

greece_defaultПредседательство в ЕС несет для современной Греции особый смысл. Страна сосредоточенна на вопросах внешнеполитического имиджа и попытках доказать ЕС свою ценность, что негативным образом влияет на политическую деятельность правительства в самой Греции. В итоге председательство Греции в ЕС продемонстрировало прямо противоположный эффект на внутригосударственное развитие страны. Страна приобрела плохую репутацию и считается одним из самых проблемных членов Евросоюза. На данный момент экономическое положение все еще остается крайне нестабильным. На 2014 год совокупный государственный долг составлял свыше $570 миллиардов, что составляло примерно 175% от ВВП. Однако дефицит бюджета предыдущим правительством все же был сокращен до 3,4% ВВП. Правительство Греции в июле этого года объявило, что помимо реструктуризации долго, стране необходимо дополнительно 50 миллиардов евро с целью оздоровления экономики в рамках действующих программ . Но даже при условии финансирования вплоть до 2018 года, долг все еще останется слишком большим в течение нескольких десятилетий.

Греции вскоре понадобится финансовая помощь, а если точнее - продление периода выплаты задолженности и снижение банковского процента по займам. Не так давно Греции пришлось подписать соглашение с кредиторами. Правительство считает, что неподписание данного соглашения и отказ идти на условия кредиторов, то ее ожидал бы выход из еврозоны и, скорее всего, с очень тяжелыми последствиями. Брюссель пообещал в обмен на жесткие меры экономии предоставить Афинам дополнительно вплоть до 86 миллиардов евро сроком до трех лет.

Но все же важно отметить и тот факт, что как Европейский центральный банк, так и Международный валютный фонд не собираются реализовывать финансовые вливания со стороны стран еврозоны до тех пор, пока Греция не приступит к выполнению оговоренных экономических реформ. А именно от Афин до сих пор требуют увеличить налоговую базу, провести пенсионную реформу, а также внедрить жесткие меры бюджетной экономии и провести приватизацию .

Генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»,

Федосимов Борис Александрович


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. "Греческая национальная идея как инструмент антикризисной политики: опыт ретроспективного анализа" Петрунина О.Е. [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
  2. Петрунина О.Е. Идеологемы «Великая идея» и «третья греческая цивилизация» в интерпретации И. Метаксаса // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. 2007. №1. С. 94—105.
  3. "Внутриполитическое развитие Греции в условиях кризиса" Квашнин Ю.Д. [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
  4. "Председательство в Европейском союзе: опыт Греческой Республики" Власова К.В. [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
  5. Слесарева К.В. "Фактор Греции в дальнейшем расширении Европейского союза" [Электронный источник: http://new.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13029.pdf]
  6. http://voxukraine.org/2015/07/05/pochemu-v-gretsii-tak/
  7. http://podrobnosti.ua/2044648-gretsii-neobhodimo-50-mldr-evro-dlja-ozdorovlenija-ekonomiki.html
  8. http://rusvesna.su/news/1436908435

Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Оптимизация маркетингового бюджета

Оптимизация маркетингового бюджета

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка информационной системы контроля параметров тепловых узлов города для Тепловой сети г. Усть-Каменогорск Казахстан

Подробнее показать все »

Новости

Холдинг "Люди Дела" на всероссийской научно-практической конференции

   В Пятигорске с 20 по 23 июня 2019 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Аудит и государственный финансовый надзор (контроль): что за горизонтом?».

Подробнее показать все »

Статьи

Революция репутационного маркетинга: как рейтинг и отзывы влияют на конверсию

Почти половина всех запросов в Google сегодня – поиск локальной информации, в то время как 97% пользователей ищут компании или услуги на местном рынке (рядом или задавая географию поиска). И 76% этих поисков заканчиваются посещением точки в течение 24 часов (Google).

Подробнее показать все »