Угрозы экономической безопасности РФ из-за неэффективного расходования бюджетных средств на различных уровнях бюджетной системы РФ 

09.07.2015

эффективное использование бюджета

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Бюджет федерального уровня включает в себя план расхода и прихода денежных средств на финансовый год или определенный плановый период.

Бюджетная система является основой финансовой системы в каждой стране, в которую входит государственный бюджет и бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц.

Так же необходимо отобразить основную проблематику эффективности использования финансовых ресурсов в бюджетной системе в целом, и непосредственно в РФ. Она заключается в том, что бюджетная политика государства регулирует все отношения в области финансов, которые происходят между предприятиями и государством посредством осуществления налоговых сборов, при проведении инвестиционной политики, планировании бюджетных расходов в отношении приоритетных направлений деятельности.
Целью экономической политики является создание эффективной системы исполнения бюджета, его акцент на стимулирование экономического роста и сокращения социального неравенства. Более эффективное использование финансовых ресурсов обеспечивается, в первую очередь, за счет реализации реформ в бюджетном процессе.
Цель исследования заключается в определении и оценке угрозы экономической безопасности из-за неэффективного расходования бюджетных средств на различных уровнях.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач: 
  1. Рассмотреть основные критерии и показатели экономической безопасности, их характеристика.
  2. Провести анализ основных показателей экономической безопасности.
  3. Изучить мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности.
  4. Определить деятельность государства по обеспечению  экономической   безопасности.
  5. Выявить эффективность расходования бюджетных средств на федеральном уровне.
  6. Определить оптимизацию доходной базы Федерального бюджета РФ.
Объектом исследования является экономическая безопасность  и Федеральный бюджет РФ.
Предметом исследования является эффективность использования финансовых ресурсов на примере Федерального бюджета РФ для стабилизации экономической безопасности страны.
Теоретической основой исследования явились работы многих ученых и практиков: Александрова И.М., Барулин В., Быстрякова А.Я., Быстрякова Е.В. Гришанова О.А., Курченко Л.Ф., Кудрина A.B., Лаврова A.M., Морозова Е.А., Парето В., Пауль А.Г., Поляка Г.Б., Предеина Е.В., Романовского М.В., Селезнева А.З.,  Силуанова А.Г., Швецов А. и многие другие, а также нормативные источники, периодические издания и ресурсы сети Интернет.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

2.1. Основные критерии и показатели экономической безопасности, их характеристика

Учитывая емкое содержание категории «экономическая безопасность» в целом, тяжело количественно оценить ее уровень. Поэтому существует множество подходов, носящих в той или иной степени субъективный характер. В главе описываются некоторые из методик оценки экономической безопасности, используемые в развитых странах, и подходы к критериям и показателям экономической безопасности, осуществляемые в Российской Федерации.

Описываются наиболее важные показатели некоторых составляющих национальной экономической безопасности, указываются ключевые индикаторы экономической безопасности и для некоторых из них приводятся количественные оценки пороговых значений .

Стратегия обеспечения экономической безопасности, по¬мимо выделения, отслеживания, характеристики ее внешних и внутренних угроз предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны (рисунок 1).

Основные этапы и направления реализации

Мировое развитие экономики говорит о существовании пределов, определяющих безопасное состояние национального хозяйства, выход за которые создает угрозу экономической безопасности. В этом смысле, как показывает международная практика, государство обязано не только представлять себе критерии составляющих таких пределов, но и активно реагировать на создавшуюся ситуацию в целях сохранения приоритетного положения своих производителей внутри страны и предотвращения возможного ущерба от негативных ситуаций .

Для того чтобы количественно определить уровень экономической безопасности государства, необходимо иметь системный набор критериев и показателей, характеризующих основные направления обеспечения национальной экономической безопасности.

Дать количественную оценку уровню экономической безопасности государства сложно. Это связано с многогранностью самого понятия экономической безопасности, которое включает в себя ряд аспектов и направлений. В настоящее время не существует целостной и взаимоувязанной системы количественной оценки национальной экономической безопасности, которая позволяла бы комплексно характеризовать степень проявления угроз национальным экономическим интересам, а также оценить масштабы ущерба и потенциала защиты от действия угроз на экономику страны.

Проблема измерения экономической безопасности предполагает существование двух подходов. Первый подход основан на том, что экономическая безопасность должна измеряться на основе одного интегрального показателя. Второй подход исходит из того, что экономическая безопасность – понятие многовекторное, определяемое системой равнозначных показателей. Данные подходы обладают своими преимуществами и недостатками. Так, в практике государственного управления постоянно приходится принимать решения в условиях, когда одни частные показатели возрастают, а другие уменьшаются. Поэтому всегда приходится отдавать предпочтение одним частным показателям и до определенного уровня считать второстепенными (малозначительными) остальные. Другими словами, приходится наделять частные показатели значимостью, а, значит, сознательно или нет, конструировать обобщающий показатель. Без этого нельзя сделать окончательный вывод об изменении уровня экономической безопасности.

С другой стороны, в практике государственного управления часто встают проблемы оценки и анализа отдельных составляющих национальной безопасности или принятия решений по одному из направлений обеспечения экономической безопасности, когда данные по изменению других составляющих безопасности отсутствуют. Это значит, что требуется система частных показателей экономической безопасности, раскрывающая ее содержание по всем направлениям. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее целесообразно для количественной оценки экономической безопасности использовать систему экономических показателей, включающую интегральные измерители. Это позволит оценивать мероприятия по обеспечению экономической безопасности как в целом для страны, так и по отдельным объектам управления (энергетическая безопасность, внешнеэкономические связи, кредитно-денежные отношения, инфраструктура и т.д.).
За рубежом количественная оценка экономической безопасности проводится в основном по отдельным направлениям (экономическая преступность, теневая экономика, протекционистские меры со стороны других государств, социальные кризисы, промышленный шпионаж, состояние финансовых и товарных рынков). В результате такой оценки практически невозможно принятие эффективных оперативных комплексных решений. Несмотря на это, в развитых странах приняты около 20 критических индикаторов нарастания опасных процессов, за которыми наступает разрушение и необратимая деградация. Среди них большинство составляют предельные величины опасных социальных процессов (уровень безработицы, средняя продолжительность жизни, уровень преступности и пр.).
Так, к примеру, существует ряд интегральных оценок, использующих экспертные оценки. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие:
  1. интегральный показатель надежности страны, рассчитываемый и публикуемый английским журналом «Euromoney»;
  2. показатель безопасности страны, рассчитываемый по методике германской фирмы BERI (индекс BERI);
  3. оценка странового риска, рассчитываемая по методике российской фирмы «Юниверс».
1. В соответствии с методикой журнала «Euromoney» изначально интегральный показатель рассчитывался как сумма девяти частных показателей, вычисленных экспертным или расчетно-аналитическим путем, и изменяется в пределах от 0 до 100. В число частных показателей надежности, которые экспертно оцениваются экономистами и политологами страны, входили:   Впоследствии методика была уточнена. Сегодня выделяется 6 основных категорий показателей. Три из них предполагают «качественную» оценку экспертов: политические риски (значимость 30 %), эффективность экономики (30 %), конструктивная (структурная) оценка (10 %). Три категории основаны на количественной оценке: долговые индикаторы (10%), кредитный рейтинг (10 %), доступ к банковским кредитам, ссудному капиталу (10%).
Каждая из данных категорий в свою очередь предполагает оценку дополнительных факторов (показателей). В частности группа политических рисков предполагает анализ следующих факторов: коррупция, правительственные неплатежи, стабильность правительства, доступность (прозрачность) информации, институционные риски, внешняя политика.
Оценка эффективности экономики (экономических рисков) базируется на следующих показателях: стабильность банковской системы, динамика ВНП, безработица, государственные расходы, монетарная политика (стабильность валюты).
Структурная оценка основана на показателях: демографическая ситуация, рынок труда, инфраструктура экономики.
В отличие от методики интегральной оценки журнала «Euromoney» методика странового риска фирмы «BERI» показывает уровень экономической ненадежности страны. Методика основана на экспертных оценках по 11-ти частным показателям, каждый из которых имеет удельный вес с общей суммой 100 и варианты значений: "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо". В состав частных показателей включены: Перечисленные группы показателей рассматривают также отношение к иностранным инвестициям и прибыли, степень и варианты национализации, вероятность и степень девальвации валюты, состояние платежного баланса, темп роста ВВП, расходы на заработную плату и уровень производительности труда и пр. Республика Беларусь по данной методике не оценена.
Методика количественной интегральной оценки фирмы «Юниверс» является более детальной и громоздкой. Все частные показатели экономической безопасности разбиты на три группы: показатели социально-политического риска (14 индикаторов), показатели внутриэкономического риска (16 индикаторов), показатели внешнеэкономического риска (14 индикаторов). Каждый из индикаторов риска имеет свой удельный вес, но при этом сумма его внутри отдельной группы равна единице. Частные ин­дикаторы риска определяются экспертным или расчетным путем в интервале от 1 (лучшие) до 10 (худшие).
Современные подходы к оценке уровня экономической безопасности страны склоняются в сторону формирования системы показателей, для которых важно определить критические значения.
Знание критических значений функционирования экономики страны является важным фактором, определяющим методы, формы, скорость глубину проведения экономических реформ. Определение предельно допустимых значений экономических индикаторов указывает рамки, в которых могут происходить социально-экономические преобразования. Под пороговыми значениями функционирования экономической системы понимаются значения, за пределами которых она теряет способность к динамичному саморазвитию. То есть система выходит из состояния равновесия. При этом ущерб и потери угрожают стать необратимыми. В отдельных исследованиях пороговые значения определяются как величины, при прохождении которых происходит резкое качественное изменение. Фактически, критическое (пороговое) значение определяется как предел накопления некоторых количественных изменений, при достижении чего происходит качественное преобразование социально-экономической системы.
Исходя из этого, создан диапазон изменения параметров для системы с низкой чувствительностью к внешним и внутренним изменениям, которые не влияют на режим ее устойчивого развития. Выходя же на критические значения своих показателей, система становится "неустойчивой, дезорганизованной, неспособной к реализации своих первоначальных функций и целей".
Таким образом, речь фактически идет о том, что для одних и тех же показателей функционирования социально-экономической системы существует несколько пороговых значений – критические значения, указывающие на опасность, которая возникает в случае их пересечения Можно говорить о нескольких уровнях пороговых значений. В различных трактовках пороговых значений состояния системы указывается на системные их свойства. Имеется в виду, что пороговые значения могут быть определены для системы в целом, так и для отдельных ее подсистем и элементов. При этом целесообразно учитывать, что свойство системы не сводится к сумме свойств ее подсистем. Это значит, что пороговый уровень состояния системы не является простым выражением суммы пороговых значений составляющих ее элементов.
Данная система пороговых значений индикаторов экономической безопасности имеет свои недостатки, так как по её данным в мире нет ни одной страны, которая соответствовала бы всем показателям экономической безопасности. К примеру, Япония, экономика которой находилась на высоком уровне развития, не соответствует пяти критериям. Выходит, что в мире нет ни одной экономически безопасной страны, так как все они по тем или иным показателям находятся «за критической чертой». Таким образом, вопрос разработки (или скорее совершенствования) целостной системы показателей-индикаторов и пороговых значений экономической безопасности остаётся открытым. А ведь именно на основе комплексной системы показателей можно оценить ситуацию, происходящую в области обеспечения экономической безопасности.
Важным элементом совершенствования системы пороговых значений индикаторов экономической безопасности является выделение различных уровней значений в зависимости от "серьезности" угрозы экономической безопасности (от потенциальной угрозы до катастрофы).
Каждой фазе возрастания отрицательного состояния соответствует количественная величина. В этом контексте возможно выделение трех уровней пороговых значений безопасности системы:
  1. пороговое значение первого порядка – отражает состояние, при прохождении которого система вступает в полосу опасного предкризисного функционирования;
  2. пороговое значение второго порядка – выражает состояние, при достижении которого в системе начинается кризис;
  3. пороговое значение третьего порядка – отражает состояние системы, при котором наступает катастрофа.
Таким образом, каждое из названных пороговых значений отражает пограничное состояние системы при переходе к качественно определенному негативному состоянию более высокого уровня.


  2.2.        Анализ основных показателей экономической безопасности

В настоящее время, в соответствии с существующей методикой расчета уровня экономической безопасности, диапазон допустимых значений каждого индикатора разбивается на пять интервалов, определяемых:   Таким образом, каждый индикатор экономической безопасности, ограниченный шестью определяющими значениями показателей, может оказаться в каком-либо из пяти интервалов.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему госзаймы: объем валового привлечения в 2013-2015 гг. составит 1,4 трлн руб., 1,1 трлн и 1,4 трлн соответственно. Госдолг достигнет к концу 2015 г. 11,1 трлн руб., или 13,4% ВВП (см. рис. 2). Доля внутреннего долга существенно не изменится — 75% (на госдолг приходится 43% внутреннего рынка облигаций).
Динамика объема госдолгаХотя уровень госдолга останется невысоким, риски будут велики, говорится в документе. Бюджет на 2013-2015 гг. сверстан, исходя из благоприятного прогноза нефтяных цен: $97, $101 и $104 соответственно. 
Динамика роста расходов

Далее рассмотрим показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция) (Табл. 1).

Показатели долговой устойчивости

Чтобы застраховаться от этих рисков, Минфин предлагает продолжить аккумулировать нефтегазовые доходы в резервном фонде, следуя стратегии «занимай и сберегай»: при относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках воздерживаться от трат резервного фонда, занимая на благоприятных условиях. Документ предполагает, что на конец 2013 г. объем резервного фонда составит 4,8% ВВП, 2014 г. и 2015 г. — 5,2% ВВП и 5,7% ВВП соответственно.

 

3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности

Для обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности общества, страны, прежде всего, необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.

Эти вопросы в основном являются предметом собственно теорий экономического роста. Адекватное времени и состоянию экономики применение таких теорий создает предпосылки для процветания. Однако, общество неизбежно сталкивается с рядом обстоятельств, игнорировать которые в процессе развития невозможно. Одними из них и являются угрозы экономической безопасности, требующие определенных корректировок и издержек в процессе реализации экономических программ. 

Для успешной реализации данного положения государство в плане обеспечения экономической безопасности должно выполнить два принципиальных условия:

Основополагающим документом, касающимся сферы безопасности страны и общества в целом является Закон РФ от 05 марта 1992 г. «О безопасности», в котором определено, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Кроме комплексного характера внедрения контроллинга, принципиально важным является акцент на обратной связи, который возникает между органом контроллинга на уровне государства либо местного органа самоуправления и другими подразделениями, которые используют информационные потоки, предоставляемые службой контроллинга службой. Это позволяет в кратчайшие сроки усовершенствовать и оптимизировать деятельность отдельных составляющих экономической системы. Важным также является наличие обратной связи между полученными результатами и определения оперативных и стратегических целей деятельности национальной экономики.

Итак, место контроллинга в обеспечении экономической безопасности следует рассматривать следующим образом: контроллинг, благодаря своей способности использовать специфические методы и инструменты сбора, обработки, координации и интерпретации информации, что способствует формированию информационной базы для обеспечения реализации тактических и стратегических целей.

Обеспечение экономической безопасности народного хозяйства с применением принципиальных основ контроллинга позволит оптимизировать процесс обеспечения защиты финансовых и экономических интересов от угроз, поскольку контроллинг позволяет координировать функции различных органов самоуправления и государственной власти, реализовывать их комплексно, это обусловлено разветвленностью общих функций контроллинга, включающие управленческий учет, мониторинг, контроль за принятием управленческих решений, рефлексию результативности управленческих решений (каким образом повлияет решение на деятельность опосредованных сфер государственной экономики – на которые непосредственно не было направлено действие).

Учитывая рассмотренные составляющие контроллинга, сформируем ведущие направления внедрения контроллинга в систему обеспечения экономической безопасности в развитии национальной экономики (рисунок 3).

К этапам реализации методики контроллинга для увеличения показателя экономической защищенности в развития народного хозяйства, следует сделать несколько уточнений, в частности, необходимо обозначить показатели развития народного хозяйства и обосновать методологически-инструментарный аппарат контроллинга институциональной единицы в рамках тактического и стратегического регулирования экономической безопасностью на уровне государства.
Последовательность

При этом при реализации мониторинга факторов угрожающих экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики следует определять критические точки бифуркации, смещение за их пределы повлечет за собой дестабилизирующие процессы.


По этому, из совокупности индикативных показателей отвечающих за определение значение показателя угроз экономической безопасности следует оперировать теми из них, которые показывают точки бифуркации наиболее критичные для экономической безопасности институциональной единицы. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.
Несмотря на то, что основной методологически-инструментарный аппарат контроллинга разрабатывался и применялся, как правило, для микроэкономического уровня, то есть для бизнеса субъектов, но при всём при этом любой из инструментов, входящий в состав методологически-инструментарного аппарата контроллинга может быть использован и для институциональных единиц и процессов макроэкономического уровня. В состав основного методологически-инструментарного аппарата контроллинга входят: АВС-анализ, ХYZ-анализ, метод расчета сумм покрытия, маркетинговая оптимизация величины продукции при закупке, портфельный анализ, расчет производственного результата на краткосрочный период, кривая опыта, анализ различного рода потенциалов, анализ сильных и слабых сторон, анализ стратегических разрывов, анализ запасов, разработка сценариев.

Таким образом, можно сказать о том, что описанные выше концепции по усовершенствованию методологии контроллинга для укрепления экономической безопасности и роста народного хозяйства страны, являются универсальным механизмом, при помощи который возможен непрерывный мониторинг положение институциональных единиц в плане экономической безопасности с оглядкой на текущее состояние народного хозяйства.

3.2. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности

Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О безопасности" и стратегиями безопасности в различных сферах. В частности, в настоящее время действует Стратегия национальной безопасности до 2020 г., принятая в 2009 г., а в области экономической безопасности - Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации от 1996 г. Основные направления безопасности определяются Президентом России, который, в свою очередь, возглавляет Совет безопасности. Правовая основа обеспечения национальной безопасности помимо национального законодательства - это еще и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Для понимания роли государства в рамках данной темы необходимо определить следующее:
  1. понятие национальной безопасности;
  2. понятие экономической безопасности, кто ее обеспечивает и каков ее объект;
  3. угрозы безопасности, возникающие со вступлением России в ВТО;
  4. меры, которые необходимо принимать во избежание наступления негативных последствий.
Говоря о национальной безопасности, необходимо отметить, что определение национальной безопасности дается в Стратегии национальной безопасности до 2020 г. (далее - Стратегия 2020). Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Важно обратить внимание на то, что в Стратегии 2020 уделяется совсем не много внимания вопросам экономической безопасности, но из текста четко понятно: экономическая безопасность - ее составная часть.
Конкретизация вопросов экономической безопасности осуществляется в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. В то же время к основным задачам и функциям Совета безопасности относится применение специальных экономических мер и анализ информации об экономической ситуации в стране.


Стратегия экономической безопасности (далее - Стратегия) была изначально рассчитана на 3 - 5 лет, тем не менее нового документа в этой области на сегодняшний день принято не было. В 1999 г. состоялась попытка внесения Закона "Об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации", запрещавшего все виды международных финансовых операций Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также запрещавшего следование принципам и рекомендациям Международного валютного фонда. Проект данного Закона был отклонен. Обеспечение экономической безопасности путем отречения от мирового экономического сообщества и нарушения прав и свобод граждан - это не выход для Российской Федерации. Вспоминается фраза Б. Франклина: тот, кто готов отдать хоть толику свободы ради безопасности, не достоин ни свободы, ни безопасности. Согласно Ш. Монтескье "свобода - это первая форма безопасности".
В соответствии со Стратегией объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Следовательно, обеспечивая экономическую безопасность в рамках ВТО, государство обеспечивает защиту жизненно важных интересов перечисленных объектов, безопасности которых угрожают возможные негативные последствия вступления в ВТО.
Реализация Стратегии призвана обеспечить защиту гражданских прав населения; эффективное решение экономических задач; влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. Экономисты выделяют следующие уровни экономической безопасности: международный, национальный, локальный, частный. Цель Стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Под угрозами понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
К угрозам экономической безопасности Стратегия относит, в частности:

  1. низкую конкурентоспособность продукции;
  2. завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России;
  3. приобретение иностранными фирмами российских предприятий.

Именно такие опасения вызывает в российском обществе вступление России в ВТО. Низкая конкурентоспособность отечественных банков в сравнении с иностранными банками после начала создания их филиалов на территории России станет угрозой экономической безопасности. Третий же пункт объясняет наличие условия о квоте иностранного капитала в банковской системе. К угрозам экономической безопасности, связанным со вступлением России в ВТО, можно также отнести повышение зависимости от европейских и мировых кризисных явлений. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.
Угрозой является также затруднение деятельности Банка России как регулятора, ввиду того что филиалы иностранных банков не подконтрольны Банку России. Повышение рисков банковской деятельности и появление новых схем легализации доходов, несмотря на надзор международных организаций, также представляют угрозу экономической безопасности. Нельзя забывать и о таком явлении нашей действительности, как коррупция, которая тоже представляет собой угрозу экономической безопасности.
К критериям безопасного состояния экономики Стратегия относит устойчивость финансовой системы, определяемую, в частности, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг В этой области выполнение задач по обеспечению экономической безопасности совпадает с целями деятельности Банка России, установленными Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)". А именно это: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.
Большинство изменений банковских отношений на данном этапе связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции. В результате интегрированности банков в мировые хозяйственные системы и еще большей интегрированности, которую сулит вступление в ВТО, возросла чувствительность банков к рискам, а воздействие рисков на банковскую деятельность стало более многообразным. Последствия кризисов ярко это демонстрируют. В условиях нестабильности мировых финансовых рынков банковская деятельность стала зоной повышенного риска.

Финансовые кризисы могут влиять на безопасность национальных банковских систем и угрожать потерей экономического суверенитета. В этих условиях необходимо рассматривать банковскую безопасность как важнейшую функцию государства. В науке отсутствуют некая стройная система знаний в области банковской безопасности и, как следствие, правовой подход к регулированию банковской деятельности при наличии постоянных внешних угроз.
К мерам по предотвращению внутренних и внешних угроз можно отнести создание организационно-информационной базы для мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности РФ; разработку критериев экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. выявление угроз;
  2. разработка мер по выходу из опасной зоны;
  3. реализация разработанных мер.

Данные механизмы разрабатываются и реализуются в рамках программы социально-экономического развития России.
Очевидно, что главенствующая роль в разработке и имплементации мер банковской безопасности как части экономической безопасности принадлежит Банку России, тем не менее, ни в Стратегии 2020, ни в Стратегии экономической безопасности, ни в Федеральном законе "О безопасности" этот орган государственного управления не упоминается. Более того, Председатель Банка России не является членом Совета безопасности, так же как и министр экономического развития. Единственным представителем банковского сектора экономики в Совете безопасности является министр финансов, как правило, возглавляющий Национальный банковский совет.


Этот недостаток был отчасти компенсирован принятием Указа Президента РФ от 6 мая 2011 г. N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации". Его составной частью является Положение о межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сферах (далее - Комиссия). Но даже в нем нет прямого упоминания о Банке России, говорится только, что в Комиссию входят представители государственных органов. На данный момент на основании Указа Президента РФ от 29 января 2009 г. N 102 "О составе Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сферах" первый заместитель Председателя Банка России входит в состав данной комиссии, так же как и министр экономического развития. 


На Комиссию возлагаются функции по подготовке предложений по обеспечению экономической безопасности, анализу социально-экономической ситуации в стране и мире, выявлению внутренних и внешних угроз.
К этой гипотезе можно добавить предложение по дополнению компетенции Совета безопасности функциями по обеспечению экономической безопасности, которые на данный момент там отсутствуют. Также в состав Совета безопасности имеет смысл ввести Председателя Центрального банка как постоянного члена.  


Задача заключается в том, чтобы структурировать правовое регулирование банковской деятельности таким образом, чтобы предотвратить негативные последствия в деятельности банков. В связи с этим перед государствами стоит важная задача по внедрению международных стандартов, норм-принципов и процедур в национальное банковское регулирование. Это, прежде всего, принципы в сфере защиты мировых финансовых систем от легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора Базель I, Базель II, Базель III и Конвенцию ОЭСР. Имплементация этих принципов в российское банковское регулирование будет способствовать "эффективному позиционированию российских банков на международных финансовых рынках, а также интегрированию национальной банковской системы в мировую финансовую систему без ущерба для собственной национальной (экономической) безопасности". 
Необходимыми направлениями банковского регулирования с целью обеспечения экономической безопасности в условиях интегрированных экономик и вступления России в ВТО являются: надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка. В научном сообществе и в государственных структурах в настоящее время на обсуждении находится вопрос о создании "мегарегулятора", который обеспечивал бы взаимодействие всех контролирующих органов в финансовом секторе. Создание его планируется либо на базе Банка России, либо на базе Федеральной службы по финансовым рынкам.  


8 августа 2001 г. было принято распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Плана мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации". Интересующим нас в рамках данной тематики законом является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", положения которого претерпели изменения. В частности, драгоценные металлы и драгоценные камни были исключены из перечня валютных ценностей в соответствии с правилами ВТО.

Можно наблюдать существенное реформирование правового регулирования банковской деятельности. Принят ФЗ "О национальной платежной системе"; Положение Банка России N 2-П утратило силу в результате вступления в силу Положений Банка России N 383-П и 384-П; готовятся изменения в Гражданский кодекс РФ, касающиеся банковской деятельности, а именно видов счетов, видов переводов денежных средств и расчетов, осуществления операций с электронными денежными средствами. Такие операции признаются видами безналичных расчетов, подлежат контролю Банка России и лицензированию.
В настоящее время правового регулирования минимизации кредитными организациями рисков явно недостаточно, более того, отсутствует единый правовой акт, закрепляющий единообразные подходы к осуществлению кредитными организациями риск-ориентированной банковской деятельности.

Банковские услуги в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (далее - ГАТС) являются частью сектора финансовых услуг. Основной принцип деятельности ВТО заключается в предоставлении режима наибольшего благоприятствования всем странам-участницам в соответствии с принципом недискриминации.
На данный момент Протокол предусматривает коммерческое присутствие иностранных банков только в форме юридического лица Российской Федерации, а также в форме представительства иностранного банка. Основным учредителем и участником дочерней кредитной организации с иностранным участием должен быть иностранный банк, являющийся таковым по законодательству страны места нахождения (регистрации). Создание филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации в настоящее время невозможно. По пути планомерного допуска иностранных банков в свои банковские системы идут многие страны. Китай, в частности, разрешил создание филиалов лишь через пять лет после вступления в ВТО. Это обусловлено тем, что на филиалы иностранных банков не распространяются российские нормы регулирования. Это представляет угрозу появления новых схем легализации, а также подавления российских банков иностранными.

4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ

4.1. Эффективность расходования бюджетных средств на федеральном уровне Принцип

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств согласно ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ  означает, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости:

При этом руководствоваться данным принципом следует как при составлении, так и в ходе исполнения бюджетов.

Важнейшая роль в реализации данного принципа отводится главному распо­рядителю бюджетных средств. Ведь именно он согласно ст. 158 БК РФ обеспе­чивает результативность использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обя­зательств.

Однако непосредственным “исполнителем” принципа результативности и эф­фективности использования бюджетных средств является получатель бюджет­ных средств. До недавнего времени как для любого руководителя бюджетного учреждения, так и для бухгалтера, главным финансовым итогом работы за отчетный период являлось освоение финансирования. Считалось, что чем больше средств учреждение освоило за год, тем лучше с финансовой точки зрения оно выполнило по­ставленные перед ним задачи.  Сейчас ситуация  существенно изменилась.
Повышение эффективности бюджетных расходов является одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем единого понимания, что такое эффективность бюджетных расходов, как это ни странно, нет. Нет и формализованных критериев, с помощью которых можно сделать вывод о том, эффективно ли израсходованы общественные (бюджетные) средства.

Направление федерального бюджета на 2014-2016 годы формируются под непосредственным влиянием прогнозов социально-экономического развития до 2030 года.

Приоритеты остаются прежними, а именно - это исполнение социальных обязательств государства, долгосрочная устойчивость пенсионной системы, реализацию крупных проектов, включая инфраструктурные и эффективное управление государственными финансовыми ресурсами.
Определим перспективы бюджетной ситсемы РФ. В соответствии с проектом федерального бюджета и оценками показателей других проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2014-2016 годы расходы на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику составляют более 57% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Проектом федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на развитие инфраструктуры, поддержку ряда отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынков труда.

Поддержка экономического роста также обеспечивается за счет совершенствования налоговой системы.

В 2014-2016 годах планируется реализовать ряд мер налогового стимулирования, в том числе направленных на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала, совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра, упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях, а также общее совершенствование налогового администрирования. 

На первых порах затраты российского бюджета на Крым будут, безусловно, огромными – и будут продолжать  расти. Изначально  правительство России зарезервировало порядка 40 млрд рублей на поддержку развития промышленно-экономической инфраструктуры Крыма.
Правительство России увеличило объем средств на социально-экономическое развитие Крыма до 120 млрд рублей. Сумма планируемых вложений увеличилась втрое после приезда в Крым представителей правительства РФ и консультаций в Москве.
Это минимальная стоимость проекта, которая может вырасти благодаря железнодорожной части моста.  Вспомним Сочи: там практически по всем объектам первоначальная сметная стоимость в итоге оказалась превышена в 5 раз. Несомненно, то же самое произойдет и с Крымским  мостом.

Соединить Крым с Россией  порывались уже не раз. Сомнений в том, что Россия способна построить столь сложный с технической точки зрения мост, не возникает, так как у нее есть опыт строительства моста на остров Русский, причем при ударных темпах работ.
С присоединением Крыма на плечи РФ лягут все оборонно-промышленные предприятия региона. На территории республики расположено 13 предприятий ОПК, которые до их национализации  властями Крыма производили продукцию по заказу ГК "Укроборонпром". Россия вполне способна загрузить  эти предприятия долгосрочными ивыгодными заказами.

Наиболее крупные предприятия ОПК в Крыму – это ВАТ "ФСК "Море", ПАТ "Завод "Фиолент", ГП, ГП "Феодосийский судомеханический завод".

Между тем расходы федерального бюджета с 2014 году составят 13,96 трлн руб. (19% ВВП), в 2015г. – 15,36 трлн руб. (19,3% ВВП) и в 2016г. – 16,39 трлн руб. (18,9%ВВП). Таким образом, расходы в 2014г. вырастут на 4,3%, в 2015г. - на 10%, в 2016г. - на 6,7%. В структуре общего объема расходов федерального бюджета наибольший удельный вес составляют расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

4.2. Оптимизация доходной базы Федерального бюджета РФ

Дефицит федерального бюджета в будущем году может составить 400 млрд рублей, обозначенные меры позволят получить дополнительные ресурсы на реализацию таких крупных задач, как развитие Дальнего Востока и Забайкалья, строительство высокоскоростной линии железной дороги Москва-Казань и на развитие инфраструктурных объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Таким образом Минфин запланировал доходы бюджета 2014 года на уровне 13,4 трлн рублей, а расходы — на уровне 13,8 трлн рублей.

Правительство обладает колоссальным арсеналом возможностей по существенному увеличению бюджетных доходов.
При суммарном ВВП России в текущих ценах приблизительно в 67,5 трлн. рублей (по состоянию на конец 2013г.) это означает, что в большей или меньшей степени налоги и страховые платежи в бюджет и внебюджетные фонды не уплачиваются с приблизительно 33-35 трлн. рублей. По самым скромным оценкам, упущенные доходы бюджета от нежелания и неспособности чиновников обеспечить реальную борьбу с теневым сектором экономики, а также со всеми видами полузаконных и откровенно незаконных видов предпринимательской деятельности составляют 4-6 трлн. рублей. Что эквивалентно 40-50% совокупных поступлений в федеральный бюджет России в 2013г. Это огромная дыра в системе государственных финансов, которую при желании правящих властей вполне можно было залатать.

Здесь также стоит отметить тот факт, что ежегодно из России в силу избыточной, непродуманной и несвоевременной либерализации внешнеэкономического законодательства только незаконным образом и только по официальным оценкам Центрального Банка России вывозится не менее 50-55 млрд. долл. Согласно оценкам платёжного баланса ЦБ РФ, по итогам 2012г. из России с нарушением действующего валютного, таможенного, налогового, бюджетного и прочего законодательства было вывезено свыше 38,8 млрд. долл., из которых 27,1 млрд. пришлись на сомнительные операции во внешнеэкономической деятельности, а 11,7 млрд. на вывоз откровенно криминальных активов по статье «чистые ошибки и пропуски» платёжного баланса.

Очевидно, что все эти средства оказались изъяты из системы налогообложения – с них не были уплачены налоги, сборы, пошлины. Всё это нанесло ущерб экономике и бюджетной системе России в размере сотен миллиардов долларов и продолжает наносить многомиллиардный ущерб ежегодно. В связи с тем, что из России ежегодно незаконным образом вывозится не менее 2-3 трлн. рублей, бюджетная система России несёт чистые убытки в размере 1-1,5 трлн. рублей.

Отдельное направление увеличения доходной базы бюджета заключается в отказе от глубоко порочной и антисоциальной практики использования не просто плоской, а регрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. По факту в России бедные платят за богатых - чем выше уровень доходов, тем ниже размер платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Другими словами, для менее чем 1% всех экономически активных россиян, получающих сверхдоходы, применяется льготная ставка, в 2,2 раза меньшая, чем для подавляющего социально-трудового большинства.

Это нонсенс, когда узкий круг наиболее богатых граждан, сконцентрировавших в своих руках свыше 75% крупной собственности в России, платят в разы меньше, чем подавляющее большинство россиян. Только за счёт введения прогрессивной шкалы страховых взносов, которая бы увеличивала стразовые взносы для граждан с доходами свыше 300 тыс. рублей с 22 до 27%, а для работников с доходами свыше 1 млн. рублей до 35% можно было не только освободить от страховых взносов доходы, не превышающие 2-3 МРОТа, но также увеличить поступления в Пенсионный фонд России на 1,2-1,5 трлн. рублей. Это автоматически сократит размер межбюджетного трансферта из федерального бюджета России в бюджеты внебюджетных фондов и, прежде всего, в бюджет ПФР, высвободив десятую часть федерального бюджета для других нужд социально-экономического развития.

Кроме того, в России сохраняется де-юре плоская, а де-факто регрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Да, формально ставка НДФЛ одна для всех – 13% вне зависимости от величины дохода. Однако на практике наиболее состоятельная категория граждан России активно уклоняется от уплаты НДФЛ и прибегает к разного рода инструментам налоговой оптимизации. В частности, назначая незначительную заработную плату, руководство и акционеры крупнейших корпораций и банков подавляющую часть доходов выплачивают себе в виде дивидендов, которые облагаются по ставке в 9%. Если же финансовые потоки замыкаются на налоговые гавани и оффшорные юрисдикции, то в таком случае при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения и вовсе применяется ставка в 5%. Для юридических лиц-нерезидентов ставка несколько выше – порядка 15%. Однако при использовании оффшорных схем для них ставка налога по дивидендам также снижается до 5%.

В итоге главы отметим, что совершенствование бюджетной политики в Российской Федерации требует индивидуального подхода к каждому элементу и направлению ее формирования на современном этапе. Следует отметить наиболее важные.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важным правилом является то, что необходимо выбирать наиболее верные направления расходования бюджетных средств, с целью достижения необходимого уровня эффективности реализации бюджетной политики в долгосрочном периоде. Реализации бюджетной стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу позволит оценивать направления бюджетной политики с достигнутыми показателями сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ.    

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В идеале, бюджет на любом уровне государственного бюджета должен быть сбалансированным. Тем не менее, в силу различных факторов, часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не равны  расходам, что приводит к нерациональному и неэффективному использованию финансовых ресурсов в Бюджетной системе РФ.

Бюджетная система РФ играет важную роль в социально-экономической политике страны. Она выполняет ряд функций, важных для всего населения. Сюда можно отнести борьбу с бедностью, безработицей, беспризорностью, эпидемиями, обеспечение доступности жилья, образования и медицины, повышение уровня жизни граждан, погашение социальных долгов.
Сбалансированный бюджет является основополагающим принципом формирования и исполнения бюджета, который состоит в равном количестве бюджетных расходов с источникам их финансирования.

Этот принцип, даже в условиях дефицита, позволяет достичь баланса между доходами и расходами бюджета. Отсутствие бюджетного баланса порождает несбалансированность.
Проведя оценку эффективности использования финансовых ресурсов на примере федерального бюджета было выявлено, что средства бюджета используются неэффективно. Так, в 2009-2010 гг. наблюдается дефицит бюджета, в связи с кризисными событиями. В источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются существенные внутренние заимствования в прогнозном периоде с 2014-2016 гг.

Анализ динамики показателей свидетельствует о том, что, по прогнозу, в 2014 – 2016 годах намечается невысокие темпы экономического роста. Несмотря на снижение темпов инфляции, темп роста доходов незначительный, также как и темп роста ВВП, при этом в прогнозных годах темп роста доходов ниже роста ВВП.
Показатели эластичности ВВП по доходам и расходам показывают неэффективность использования доходных финансовых ресурсов, о чем свидетельствует показатель эластичности ВВП по доходу. Эффективность дефицита/профицита бюджета наблюдается только в 2008 г.

Сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации в 2014 – 2016 годах целесообразно обеспечивать прежде всего за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования уже существующих налогов и страховых взносов, исполнения администраторами доходов планов поступления доходов и исключения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения доходов от использования природных ресурсов и государственной и муниципальной собственности.

Проведение эффективной, взвешенной бюджетной политики поможет снизить зависимость федерального бюджета и бюджетной системы в целом от конъюнктурно обусловленных доходов.

В перспективе будет завершен переход к составлению бюджета на основе государственных программ. Это непосредственным образом отразится и на субъектах, и на местных образованиях, тем обязывая их в будущем ориентироваться на федеральный уровень. Большинство государственных программ РФ имеют существенные недостатки, которые не позволяют на сегодняшний день рассматривать их в качестве механизмов программно-целевого планирования.  Поэтому одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета на очередной финансовый год следует предусмотреть максимально публичное обсуждение государственных программ Российской Федерации, учитывая внесенные в них изменения, в том числе «потолки» расходов до 2020 года.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" (ред. от 19.10.2011) // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
  3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
  4. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
  5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
  6. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
  7. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
  8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
  9. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
  10.  Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
  11.  Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" // СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2117.
  12.  Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2721.
  13.  Авдийский В. И., Бауэр В. П. Экономическая безопасность в системе трансформации мировой финансовой архитектуры // Эффективное антикризисное управление. 2014. № 1. - С. 42–48
  14. Агаев И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях// Российское предпринимательство. — 2014. — № 13 (259). — c. 114-123
  15.  Андронова И.В. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве. М.: Квадрига. 2010. - 383 с.
  16. Батова В.Н., Павлов А.Ю. Экономическая безопасность бизнес-процессов в условиях реализации концепции устойчивого развития// Российское предпринимательство. — 2014. — № 23 (269). — c. 113-119
  17. Борщевский Г.А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2014. — № 1 (январь — февраль).
  18. Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. — М.: НПО «Модуль», 2013. – 152 с.
  19. Глазьев С. Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 2014. № 1. - С. 8–9.
  20.  Денежкина И.Е. Суздалева, Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона // Эффективное антикризисное управление. – 2014. – №10. – с. 1-8
  21. Зотова Н.А. Современные проблемы национальной безопасности// Национальная безопасность № 8-9, 2014. – С. 29 – 33, С. 58 - 62
  22. Илларионов А. Н. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 2014. № 10. - С. 35–58
  23. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. №3. 2013. – С. 7 - 8
  24. Куклин А.А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–1. – С. 142-145
  25. Миронова Т.А. Экономическое развитие России в 2010 году // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2014. № 23 (154). -  С. 15 – 16
  26.  Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб; 2013. – 473 с.
  27. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н. Кузик, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. 2-е изд. — М.: Экономика, 2012. – 210 с.
  28. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность // Российская Федерация сегодня. — 2014. — № 6. — С.36
  29.  Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова. 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 815 с.
  30. Снежанова Л.Н. Национальная безопасность РФ: проблемы и пути решения// Национальный институт развития современной идеологии от 29.04.2013
  31. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна и др. — М., 2014. — С.20–25.
  32. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. – 2014. – № 2. – С. 25–39
  33. Татаркин А.И., Куклин А.А., Васильева Е.В., Никулина Н.Л. Качество жизни как системная доминанта повышения экономической безопасности региона // Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – № 11. – С. 38–49
  34.  Удовенко С.П. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Проблемы современной экономики. – 2014. – №2(42). – с. 108-110.
  35. Черешнев В.А., Куклин А.А., Черепанова А.В. Теоретико-методический подход к прогнозированию социально-демографического развития региона // Экономика региона. – 2013. – № 2. – С. 38–46.
  36. Шаститко А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. — 2014. — № 1. – С. 7
  37. Экономическая безопасность России. Общий курс. М.: Дело, 2013. — С.75.
  38. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 815 с.
  39. Яндыганов Я.Я., Власова Е.Я., Никулина Н.Л. Экологическая безопасность региона (социально-эколого-экономический аспект) // Экономика региона. – 2014. – № 3. – С. 144–153
  40.  Блохин С.В. Понятие экономической безопасности // oad.rags.ru/…/issues/issue0506/090508.htm
  41.  Статистика развитых стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hvylya.org/ news/exclusive/eksport-iz-germanii-rezko-upal-v-noyabre-2013-goda-krizis-nachinaet-topit-berlin.Html.

Борис Федосимов, генеральный директор АО "Холдинг "Люди Дела"

 



Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Оптимизация маркетингового бюджета

Оптимизация маркетингового бюджета

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка информационной системы контроля параметров тепловых узлов города для Тепловой сети г. Усть-Каменогорск Казахстан

Подробнее показать все »

Новости

Аудиторское Агентство "Люди Дела" (АФ "Эдвейз") вошло в топ-25 аудиторских фирм России.

Рейтинговое агентство RAEX назвало Аудиторскую Фирму "Эдвейз" (Холдинг "Люди Дела") одной из крупнейших российских аудиторских организаций России.

Подробнее показать все »

Статьи

Продуктовые метрики: какими они бывают и как выбрать те, что подходят вашему бизнесу

Как выбрать метрики для e-commerce, мобильных приложений, SaaS, API и сайтов с контентом, а также на что нужно обращать внимание всем компаниям.

Подробнее показать все »