Компаниям нужен софт «для людей» 

24.03.2015

В дизайне цифровых продуктов происходят существенные изменения. Мы давно привыкли к отчетливой разнице между программным обеспечением для бизнеса («промышленным» или B2B дизайном) и потребительским софтом (B2C или попросту «товаром»). Но с каждым днем этот водораздел становится все уже.

Я начинал карьеру дизайнера софта с промышленного программного обеспечения в Trilogy (Остин, штат Техас): мы разрабатывали инструментарий для Ford и Nissan, оценивали решения по страховке и цепочке поставок и продавали менеджерский софт множеству разных компаний. Меню такого ПО стараются сделать как можно более разнообразным, поскольку приобретают его руководители высшего звена и они обычно одобряют, чтобы всего было много. Увы¸ пользуется софтом обычно не тот «главный», кто выписывает за него чек, и то меню, которое так красиво смотрелось в PowerPoint, для рядового сотрудника превращается в бесполезное нагромождение ненужных функций.

Другая крайность — потребительское ПО: тут продукт делается как можно более привлекательным с точки зрения оформления в расчете, что покупать его будут, руководствуясь не его реальными возможностями, а собственными эмоциями. Во frog design многие наши продукты — HP Touchsmart, Microsoft Virtual Earth — предназначались обычным людям. Обычный человек хочет получить что-то простое, удобное в использовании и — главное — затрагивающее его эмоции. Когда мы несем домой диск с программой, мы подсознательно ждем, что она будет вести себя как приглашенный в дом гость: она с уважением примет наш образ жизни.

Но стоило ли забывать, что и сотрудники компаний обычные люди? И эти люди становятся все более самостоятельными в выборе ПО даже на работе. Все мы слышали о «консьюмеризации ИТ» — о том, как сотрудники приносят на работу собственные компьютеры и программы, собственные требования и отвергают слишком сложный софт, который им навязывает руководство. Консьюмеризация в данном контексте не потребительство в уничижительном смысле этого слова, но право выбора и самостоятельный контроль условий работы. По мере того как возникает все больше простых и удобных в использовании инструментов, филиалы компаний будут все чаще отказываться от чересчур глобального софта вроде SAP и PeopleSoft ради чего-то поменьше и поудобнее: Harvest, Basecamp или Smartsheet.

Мы в Blackboard вполне ощущаем на себе этот переход от ориентации на компанию к ориентации на индивидуального потребителя: прежде организация с большим успехом продавала большие меню администраторам и директорам, но теперь происходит также консьюмеризация образования. Студенты все чаще получают возможность выбирать альтернативные формы и места образования и альтернативные технологические решения. Blackboard заметила эти перемены и именно поэтому приобрела стартап, где я работал раньше, MyEdu — этот потребительский продукт помогал студентам преуспеть в университете и найти работу. Наш принцип: не нацеливаться на продажи исключительно крупным компаниям, а оттачивать индивидуальный инструмент, с которым захотели бы работать простые студенты. Мы не «монетизируем клиентов» и не «продаем меню», а монетизируем продукт, который избавляет студента от лишних хлопот и ошибок, ведет его по сложному лабиринту учебного плана и помогает найти ту работу, которая будет ему в радость. Такой принцип ориентирует нас на эмоциональную составляющую продукта, на привязанность.

Но как бы страстно мы ни утверждали подобный принцип, крупные организации не поддадутся. Вот некоторые идеи и практики, которые помогли моим коллегам и мне начать трудный — вероятно, он затянется на годы — путь к тому, чтобы научиться сосредотачиваться на индивидуальном клиенте, на студенте, и подавать наш софт как отличный потребительский продукт.

Переход, осуществляемый в Blackboard, — лишь малая часть сотен подобных перемен в сфере образования, здравоохранения, банковского дела, почти во всех секторах и сферах жизни. Общество начинает осознавать, что технологические достижения сами по себе далеки от обычных людей, их еще требуется очеловечить. Очеловечиваются же они благодаря переходу от полезных свойств меню к эмоциям. Так создается простой продукт с хорошим дизайном — то, что нравится людям.

Йон Колко


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Оптимизация маркетингового бюджета

Оптимизация маркетингового бюджета

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка информационной системы контроля параметров тепловых узлов города для Тепловой сети г. Усть-Каменогорск Казахстан

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 12.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

ЦБ предостерег компании от обхода антисанкционных мер

Некоторые компании без разрешения переводили денежные требования в неденежные, говорят эксперты

Подробнее показать все »