8 800 555 85 03

Компаниям нужен софт «для людей» 

24.03.2015

В дизайне цифровых продуктов происходят существенные изменения. Мы давно привыкли к отчетливой разнице между программным обеспечением для бизнеса («промышленным» или B2B дизайном) и потребительским софтом (B2C или попросту «товаром»). Но с каждым днем этот водораздел становится все уже.

Я начинал карьеру дизайнера софта с промышленного программного обеспечения в Trilogy (Остин, штат Техас): мы разрабатывали инструментарий для Ford и Nissan, оценивали решения по страховке и цепочке поставок и продавали менеджерский софт множеству разных компаний. Меню такого ПО стараются сделать как можно более разнообразным, поскольку приобретают его руководители высшего звена и они обычно одобряют, чтобы всего было много. Увы¸ пользуется софтом обычно не тот «главный», кто выписывает за него чек, и то меню, которое так красиво смотрелось в PowerPoint, для рядового сотрудника превращается в бесполезное нагромождение ненужных функций.

Другая крайность — потребительское ПО: тут продукт делается как можно более привлекательным с точки зрения оформления в расчете, что покупать его будут, руководствуясь не его реальными возможностями, а собственными эмоциями. Во frog design многие наши продукты — HP Touchsmart, Microsoft Virtual Earth — предназначались обычным людям. Обычный человек хочет получить что-то простое, удобное в использовании и — главное — затрагивающее его эмоции. Когда мы несем домой диск с программой, мы подсознательно ждем, что она будет вести себя как приглашенный в дом гость: она с уважением примет наш образ жизни.

Но стоило ли забывать, что и сотрудники компаний обычные люди? И эти люди становятся все более самостоятельными в выборе ПО даже на работе. Все мы слышали о «консьюмеризации ИТ» — о том, как сотрудники приносят на работу собственные компьютеры и программы, собственные требования и отвергают слишком сложный софт, который им навязывает руководство. Консьюмеризация в данном контексте не потребительство в уничижительном смысле этого слова, но право выбора и самостоятельный контроль условий работы. По мере того как возникает все больше простых и удобных в использовании инструментов, филиалы компаний будут все чаще отказываться от чересчур глобального софта вроде SAP и PeopleSoft ради чего-то поменьше и поудобнее: Harvest, Basecamp или Smartsheet.

Мы в Blackboard вполне ощущаем на себе этот переход от ориентации на компанию к ориентации на индивидуального потребителя: прежде организация с большим успехом продавала большие меню администраторам и директорам, но теперь происходит также консьюмеризация образования. Студенты все чаще получают возможность выбирать альтернативные формы и места образования и альтернативные технологические решения. Blackboard заметила эти перемены и именно поэтому приобрела стартап, где я работал раньше, MyEdu — этот потребительский продукт помогал студентам преуспеть в университете и найти работу. Наш принцип: не нацеливаться на продажи исключительно крупным компаниям, а оттачивать индивидуальный инструмент, с которым захотели бы работать простые студенты. Мы не «монетизируем клиентов» и не «продаем меню», а монетизируем продукт, который избавляет студента от лишних хлопот и ошибок, ведет его по сложному лабиринту учебного плана и помогает найти ту работу, которая будет ему в радость. Такой принцип ориентирует нас на эмоциональную составляющую продукта, на привязанность.

Но как бы страстно мы ни утверждали подобный принцип, крупные организации не поддадутся. Вот некоторые идеи и практики, которые помогли моим коллегам и мне начать трудный — вероятно, он затянется на годы — путь к тому, чтобы научиться сосредотачиваться на индивидуальном клиенте, на студенте, и подавать наш софт как отличный потребительский продукт.

Переход, осуществляемый в Blackboard, — лишь малая часть сотен подобных перемен в сфере образования, здравоохранения, банковского дела, почти во всех секторах и сферах жизни. Общество начинает осознавать, что технологические достижения сами по себе далеки от обычных людей, их еще требуется очеловечить. Очеловечиваются же они благодаря переходу от полезных свойств меню к эмоциям. Так создается простой продукт с хорошим дизайном — то, что нравится людям.

Йон Колко


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Оптимизация маркетингового бюджета

Оптимизация маркетингового бюджета

Подробнее показать все »

Проекты

2012

Разработка информационной системы контроля параметров тепловых узлов города для Тепловой сети г. Усть-Каменогорск Казахстан

Подробнее показать все »

Новости

Председатель совета директоров Холдинга «Люди Дела» избран членом правления ОПОРА РОССИИ

05 февраля 2020 года на съезде ОПОРА РОССИИ Борис Александрович Федосимов, председатель совета директоров Холдинга «Люди Дела», как представитель СРО ААС, был избран в: Члены правления ОПОРА РОССИИ. Члены президиума ОПОРА РОССИИ.

Подробнее показать все »

Статьи

Таганский районный суд вернул адвокатов Ремизову

5 декабря Таганский суд рассмотрел жалобу адвокатов Бориса Федосимова и Елизаветы Сорокиной на отвод от уголовного дела Константина Ремизова.

Подробнее показать все »